Урок
русского языка в 6 классе
по теме
« Обобщение и систематизация
изученного о местоимении»
Цели урока:
образовательные:
повторить и систематизировать полученные
знания о местоимении, уметь отличить
местоимение от других частей речи,
выделить параметры местоимения как
самостоятельной части речи; формировать
умение правильно использовать
местоимения в речи;
развивающие:
развивать аналитические способности
учащихся (умение сравнивать, выделять,
обобщать), активизировать мышление
учащихся, развивать зрительную память
через нестандартный подход к возникающей
проблеме, вырабатывать умение практического
применения полученных знаний,
активизировать самостоятельную
деятельность, развивать познавательную
активность;
воспитательные:
создавать положительную культурно-речевую
среду, атмосферу комфортного доверительного
общения, воспитание коммуникативности,
интереса к предмету, привитие культуры
общения.
оборудование:
презентация,
сигнальные карты для игры «Светофор»,
раздаточный материал для групповой и
индивидуальной работы, оценочный лист.
Организационный
момент.
Я
рада видеть каждого из вас,
И
пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам
будет здесь уютно,
Ведь
наш класс
Друг
друга любит, чувствует и слышит.
Здравствуйте,
ребята! Мы рады видеть друг
друга и сотрудничать сегодня на уроке,
потому что только в сотрудничестве и
понимании можно творить. Урок – это и
есть наше с вами совместное творчество.
Уже в начале урока я решила вас озадачить.
Все вы знаете и любите сказку «Буратино».
Скажите, кто автор этой замечательной
детской книжки? Вспомним весёлый
эпизод о том, как кукла Мальвина обучает
Буратино началам наук. Она говорит:
-
Предположим, что у Вас в кармане два
яблока. Некто взял у вас одно яблоко.
Сколько у вас осталось яблок?
- Я
же не отдам же Некту яблоко, хоть он
дерись!
Мне
стало интересно, а как вы ответите на
вопрос «Как должна отреагировать
Мальвина?»
-
Молодцы, справились с проблемой. Как
вы думаете, а почему я выбрала именно
эту ситуацию?
Правильно,
сегодня мы вспомним всё, что изучили о
местоимении, повторим и обобщим изученное.
Постановка
целей урока, запись даты, темы в рабочих
тетрадях.
Слайд
№1. игра «Светофор». (Повторение
теоретических сведений о местоимении,
задания на внимание, смекалку,
формирование умения использовать на
практике изученный теоретический
материал)
Местоимение
- это часть речи, которая указывает на
предмет, признак, но не называет их.
(
самостоятельная, количество) - жёлтый
Местоимение
у тебя – личное в род. падеже – зелёный
Мой, твой,
наш, ваш – определительные местоимения
- красный
У меня нет
ошибки в предложении: О этих событиях
написано много интересного. – красный
Вы можете
назвать личное местоимение 1 лица, ед.
ч. дательного падежа – мне
Местоимение
себя – возвратное, не имеет формы имен.
падежа – зелёный
Вопросительные
местоимения можно перепутать с
относительными – жёлтый
собери слово:
возьми приставку из слова приусадебный,
корень – тяжесть, суффикс из слова
сделать, суффикс из слова удивительный,
окончание в слове отрицательные, вы
получите название разряда местоимений.
– притяжательные
составь слово:
первый слог – личное местоимение1л, мн
ч, второй- указательное местоимение
жр, ед.ч, третий – личное местоимение
1л, ед.ч – мытая
составь слово:
буква алфавита, стоящая после С, глагол
есть в 1 лице, ед.ч, наст. времени – тем
Слайд №2
– групповая работа:
Определить и записать соответствия
между
группами местоимений и их разрядами.
(
Проверяем с помощью ключа)
Слайд №3–
коллективная работа.
Выразительно
прочитать стихотворение. Найти
местоимения, сколько их?
Слайд № 4 – групповая
работа.
Задание
№1. Учитель выразительно читает
стихотворение.
Из
текста выписать местоимения, определить
разряд.
Задание №2. Найти зашифрованные
местоимения, определить их разряд,
непостоянные признаки
индивидуальная работа у доски:
1.
Синтаксический разбор предложения:
Кто
без кисти и белил крыши города белил?
Определить
разряд местоимений, графически доказать
свою точку зрения:
Его взгляд
показался учителю грустным. – Его
попросили прочитать стихотворение
выразительно.
Слайд
№5 Найдите
местоимения.
Укажите
в тетради цифры правильных ответов ,
проверить с помощью ключа.
Физкультминутка
– упражнения для мобилизации внимания:
(Слайд №6)
ИП.
– стоя, руки вдоль туловища
1 –
пр рука на пояс, 2 – лев рука на пояс,
3 –
пр рука на плечо, 4 – лев рука на плечо,
5 –
пр рука вверх, 6 – лев рука вверх
7 –
8 – хлопки над головой, 9 – опустить лев
руку на плечо, 10 – пр. руку- на плечо, 11
– лев руку на пояс, 12 – пр руку – на
пояс, 13 – лев рука на бедро, 14 – пр рука
– на бедро , 15-16 - хлопки по бёдрам
Первый
раз выполняется медленно, второй –
средний темп, третий – быстро, четвёртый
медленно.
Слайд
№7 Лови ошибку!
Выразительно
прочитать текст, найти орфографические
ошибки, объяснить написание, выписать
предложения, исправив ошибки, определить,
каким членом предложения являются
данные местоимения.
Задание
№3 – групповая
работа «Четвёртый лишний»
Индивидуальная
работа по карточкам.
Слайд
№8 – коллективная работа
. Выразительно
прочитать стихотворение, найти речевые
ошибки и исправить. (устно)
В
доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной.
Когда ёжика гладили, ёжик прижимал
к спине колючки и делался совсем мягким.
За это мы ёжика прозвали
Пушком.
В
доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда
его гладили, он прижимал
к спине колючки и делался совсем мягким.
За это мы его прозвали
Пушком.
(запись в тетради)
Итог урока:
Выполнение творческого задания.
(творческий проект)
Групповая работа:
Кто больше найдёт зашифрованных
местоимений среди записанных букв.
Домашнее
задание: творческое
задание трёх уровней:
1. выписать
из данных загадок местоимения, определить
разряд, непостоянные признаки
2. решить
кроссворд «Спрятанные слова» по теме
«Местоимение»
3. составить
загадки, ребусы, кроссворды по данной
теме
Рефлексия:
(использование сигнальных карточек)
1.Понравился ли
вам урок?
Зелёный – да,
жёлтый – наполовину; красный – нет.
2.Довольны ли вы
своей работой в течение урока?
Зелёный – да;
жёлтый – наполовину; красный – нет.
3.Хотелось бы
вам чаще проводить такие уроки?
Зелёный – да,
жёлтый – наполовину, красный – нет.
4.Какая форма
работы вам понравилась больше?
5.Что вызвало
затруднения?
Приложение.
Карточка для
индивидуальной работы.
Спиши,
раскрой скобки. Какие слова напишешь
раздельно?
(Не)скольких,
чему(нибудь), (кое) у (кого), (кое)с(кем),
какой(то), чего(либо), (не)к (кому),
(ни)о(ком), (ни)чего, (кое) о (чём), (ни)чей,
(не)чего, (кто)то, сколько(нибудь).
Группа
№1.
Задание
№1.
Выпишите
из текста местоимения, определите их
разряд.
Мой
щенок.
Вдруг
какой-то страшный зверь
открывает
лапой дверь,
Прыгает
через порог...
Кто
же это?
Мой
щенок...
Весь
укутанный
В
постели
Мой
щенок лежит пластом
И
виляет еле-еле
Забинтованным
хвостом.
Я
не бегаю к врачу —
Я
сама его лечу.
Задание №2.
Найдите
местоимения, зашифрованные в предложениях,
определите падеж, род, число.
Я
долго вынашивал мысль о том, как с
подругой Зиной сходить в кино.
Задание
№3.
«Четвёртый
лишний»: найдите лишнее словосочетание,
объясните, почему оно лишнее.
(Ни,
не) чего не говорить,
(ни,
не) кому не скажу,
(ни,
не) кого звать,
(ни,
не) кто не придёт.
Группа
№2
Задание
№1.
Выпишите
из текста местоимения, определите их
разряд.
Мой
щенок.
Вдруг
какой-то страшный зверь
открывает
лапой дверь,
Прыгает
через порог...
Кто
же это?
Мой
щенок...
Весь
укутанный
В
постели
Мой
щенок лежит пластом
И
виляет еле-еле
Забинтованным
хвостом.
Я
не бегаю к врачу —
Я
сама его лечу.
Задание №2.
Найдите
местоимения, зашифрованные в предложениях,
определите падеж, род, число.
Он
весьма обязан тебе своими успехами в
математике и русском языке.
Задание
№3.
«Четвёртый
лишний»: найдите лишнее слово, объясните,
почему оно лишнее.
Кто-нибудь
что-нибудь
какой-нибудь
где-нибудь
Группа
№3.
Задание
№1.
Выпишите
из текста местоимения, определите их
разряд.
Мой
щенок.
Вдруг
какой-то страшный зверь
открывает
лапой дверь,
Прыгает
через порог...
Кто
же это?
Мой
щенок...
Весь
укутанный
В
постели
Мой
щенок лежит пластом
И
виляет еле-еле
Забинтованным
хвостом.
Я
не бегаю к врачу —
Я
сама его лечу.
Задание
№2.
Найдите
местоимения, зашифрованные в предложениях,
определите падеж, род, число.
Этим
летом мы с Диной обязательно вырастим
алые розы.
Задание
№3.
«Четвёртый
лишний»: найдите лишнее словосочетание,
объясните, почему оно лишнее:
свою свирель, себя утешил, его песне,
наши мечты
Группа
№4.
Задание
№1.
Выпишите
из текста местоимения, определите их
разряд.
Мой щенок.
Вдруг
какой-то страшный зверь
открывает
лапой дверь,
Прыгает
через порог...
Кто
же это?
Мой
щенок...
Весь
укутанный
В
постели
Мой
щенок лежит пластом
И
виляет еле-еле
Забинтованным
хвостом.
Я
не бегаю к врачу —
Я
сама его лечу.
Задание
№2.
Найдите
местоимения, зашифрованные в предложениях,
определите падеж, род, число.
Наши
концертные платья вышиты красивыми
большими тюльпанами.
Задание
№3.
«Четвёртый
лишний»: найдите лишнее слово, объясните,
почему оно лишнее:
(кое)
кого, (кое) что, (кое) с кем, (кое) кому.
Оценочный
лист
№
|
Вид работы
|
+
|
-
|
1
|
«Светофор»
|
|
|
2
|
« Проверяю себя» (соответствия)
|
|
|
3
|
«Найди местоимения»
|
|
|
4
|
«Лови ошибку!»
|
|
|
5
|
Моя работа в группе
|
|
|
|